Транспортировка газовых смесей, газа и нефти производится исключительно по трубопроводам. Это актуально как для поставок сырья на перерабатывающие заводы, так и для транспортировки продукта с места его непосредственной переработки потребителю, а также — для транзитной транспортировки через отдельные регионы и страны. Чтобы транспортная система работала надежно и слаженно, необходимы специальные опоры для труб.
Так как утечка даже небольшого количества газа или нефти может спровоцировать возникновение техногенной катастрофы, вопрос о надежности трубопроводов имеет особо важное значение. Такая катастрофа способна нанести серьезный экологический урон отдельной территории или целому региону, отрицательно скажется на здоровье и жизни людей. Кроме того, выход из строя трубопроводов сопряжен с высоким риском экономических потерь не только для отдельных компаний, но и для целых отраслей, сфер экономики.
Поэтому выбору материалов и конструкций для трубопроводов следует уделять пристальное внимание. Это позволит гарантировать их надежность. В этой связи именно опоры для труб становятся важнейшими, незаменимыми элементами.
Все свободные опоры, применяемые в создании трубопроводов, подразделяются на два типа — подкладные и подвесные. Подкладные, в свою очередь, имеют три варианта исполнения:
Последние, в отличие от неподвижных, не обеспечивают статическое крепление. Они дают возможность смещения труб в заданных границах, при этом поддерживая работоспособность и надежность трубопровода в условиях незначительного естественного смещения его составляющих.
Применение скользящих подкладных опор, в свою очередь, обеспечивает возможности продольного и поперечного смещения трубопроводов. Это позволяет значительно снижать нагрузку и увеличивать срок службы системы.
Опоры скольжения обладают достаточно простой конструкцией. В ее основе — металлическое жесткое основание, к которому при помощи специального крепления присоединены держатели для труб. Кроме этого в составе конструкции предусмотрены специальные прокладки. Их роль заключается в обеспечении возможности компенсации продольного перемещения, воспрепятствование истиранию термоизоляции покрытия трубопроводов.
В ряде случаев эти элементы бывают снабжены специальными, защищающими от коррозии, защитными факторами. Это позволяет существенно увеличить сроки их эксплуатации, гарантировать дополнительную защиту от блуждающих токов.
Чаще всего такие элементы применяются при создании систем внутри тоннелей. В результате появляется возможность поддержания трубы по оси, обеспечения скольжения в пределах допустимых расчетных значений. Двухкатковые или однокатковые специальные опоры ограничивают пределы возможного перемещения составляющих элементов трубопровода.
Также опоры дают возможность поддержать сами трубы и прочие конструктивные элементы систем трубопровода. Их установка производится через определенные расстояния, которое определяется и фиксируется в проектно-технической документации. Это обеспечивает удержание вертикальной нагрузки со стороны не только трубопровода, но и со стороны проходящего через него сырья.
Монтаж этих элементов должен производится с учетом теплового расширения. Для систем, через которые транспортируется сырье с отрицательными температурами, рекомендовано использование опор, оснащенных специальными термозащитными прокладками.